Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Федеральные документы:
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- "Конституция Российской Федерации" (ст.8)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп.)
- Конвенция о правах инвалидов
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п
В МБУ "Детский дом № 2" разработан и утверждён "Паспорт доступности"
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести и инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Питание для данной категории воспитанников осуществляется в соответствии с действующими санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Создание отдельного меню не предусмотрено. В МБУ "Детский дом № 2" функционирует психолого-педагогический консилиум. Его целью является обеспечение диагностико–коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк МБУ "Детский дом № 2" взаимодействует с центральной психолого-медико-педагогической комиссией, с ГОО «Кузбасский РЦППМС «Здоровье и развитие личности».
Официальный сайт Учреждения имеет версию для слабовидящих.
Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе детям с ОВЗ и инвалидам не предусмотрен.
Для работы с данной категорией детей разработаны адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования - АООП ДО.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
МБУ "Детский дом № 2" имеет отдельно стоящее здания 1996 г. постройки. Конструктивные особенности здания не предусматриваю наличие подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Здание оснащено системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализации.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория МБУ "Детский дом № 2"асфальтирована. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинские работники.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Сведения о наличии оборудованных групповых помещений
Здание детского дома занимает площадь 14,782,1 кв.м. В детском доме имеется 10 жилых секций, состоящих из бытовых комнат, гардеробных, комнат для хранения уборочного инвентаря, спален на 2-6 чел., учебных комнат, кухонных комнат, залов отдыха, санитарных узлов, оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Детский дом имеет залы для музыкальных, хореографических и спортивных занятий, актовый зал, музей, домовую церковь, логопедические кабинеты, сенсорную комнату, кабинет психологической разгрузки, парикмахерскую, швейную и столярную мастерскую, кабинет социально-бытовой адаптации, библиотеку, административно-хозяйственный и медицинский блоки, пищеблок, обеденный зал на 140 посадочных мест.
В каждой группе имеется:
учебная комната,
зал отдыха,
спальни на 2-4 чел.,
кухня,
бытовая комната,
комната воспитателя,
гардеробная,
комната для хранения уборочного инвентаря,
умывальная комната,
ванная и душевая комнаты,
санитарные узлы.
В помещениях групп имеются аудио-видео аппаратура (компьютеры, телевизоры, музыкальные центры), необходимые электробытовые приборы.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным директором детского дома.
Питание детей осуществляется в соответствии с действующими санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в детском доме осуществляется коллективом медицинского персонала: врачем-педиатром, медицинской сестрой, медицинской сестрой физиотерапевтического кабинета, врачем-эпидемиологом, диет-сестрой и заместителем директора по лечебно-оздоровительной работе, которая контролирует здоровье детей, дает направления к врачам узких специальностей, а также на прививки.
Медицинский блок состоит из:
- Медицинский кабинет.
- Физиопроцедурный кабинет.
- Изолятор.
- Процедурный кабинет.
- Массажный кабинет
Согласно санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»разрабатывается:
- режим дня детей в дошкольной группе, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
- составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры и др.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в дошкольной группе. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанники МБУ «Детский дом № 2» имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. В учреждении имеются библиотека и методический кабинеты, оборудованные компьютерами с выходом в сеть Интернет.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Оказание данных услуг осуществляется Интернет-провайдером в Кемеровской области «Goodline».
Разработан и действует сайт МБУ "Детский дом № 2» " https://kemdetdom2.kuz-edu.ru/ Официальный сайт детского дома имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Паспорт доступности МБУ Детский дом №2.