Командирова Елена Юрьевна,

заместитель директора по учебно-методической работе

МБУ «Детский дом № 2» г. Кемерово;

 

 

Открываем широкие горизонты воспитанникам детского дома № 2

      

      Подростки, воспитывающие в детском доме, остро нуждаются в поддержке со стороны социума, особенно остро -  на пороге самостоятельной жизни и  выбора будущей профессии.

        В МБУ «Детский дом № 2» придается большое значение повышению эффективности профориентационой работы и социально-профессиональному самоопределению будущих выпускников. Для этого подростки детского дома включены в деятельность:

-по реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников этих организаций в Кемеровской области на 2018-2019 годы;

-по реализации целей и задач региональной инновационной площадки ДОиН КО на базе детского дома (срок действия сент. 2018-дек. 2021г.) по теме: «Сопровождение профессионального самоопределения воспитанников детского дома, временно помещенных в учреждение по заявлению законных представителей и оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС)» (основание: Приказ нач. ДОиН КО Чепкасова А.В.  «О присвоении статуса инновационной площадки ДОиН образовательным учреждениям Кемеровской области» от 12.09.2018  № 1541. Свидетельство);

-муниципального социально-образовательного проекта «Курс на успех: управление развитием и качеством системы постинтернатной адаптации и социализации выпускников учреждений интернатного типа города Кемерово», направленного на развитие муниципальной модели управления качеством постинтернатного сопровождения социальной адаптации и социализации выпускников учреждений для сирот до достижения ими возраста 23-х лет (утвержден Администрацией г. Кемерово. Приказ № 57 от 24.04.2019г.);

-инновационного социально проекта МБУ «Детский дом № 2» «Мой путь в профессию», направленного на формирование  у воспитанников/выпускников детского дома умений и навыков профессионального самоопределения и трудоустройства в  условиях делового сотрудничества с СПО;

-социально значимого проекта МБУ «Детский дом № 2» «Сам себе финансист», целью которого является формирование установок грамотного финансового поведения воспитанников/выпускников детского дома в условиях детского дома и  постинтернатный период.

        В рамках данной деятельности:

v 15 октября в детском доме открыт центр профориентации, содействия социально-профессиональному самоопределению воспитанников и постинтернатного сопровождения выпускников «УСПЕХ», в котором оборудована и действует учебная тренировочная квартира самостоятельного проживания будущих выпускников (8-9 кл.), кабинет профориентации, зал клубной деятельности (Совета самоуправления воспитанников «Непоседы», «Совета Детских творческих союзов «Будущее России», Клуба «Выпускник», «Клуб «Молодая семья»), социальная гостиница на 5 мест для выпускников, оказавшихся в ТЖС;

v отработана и действует модель внутреннего индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения воспитанников/выпускников;

v создан и реализуется через воспитательные часы, досуговые и развивающие образовательные события программно-методический комплекс «Социализация воспитанников/выпускников в условиях детского дома», в который входят разнообразные программы. Озвученной теме соответствуют программы «Я осваиваю профессии», направленная на первичную социализацию воспитанников и программа «Я не один в этом мире», направленная на вторичную социализацию выпускников в постинтернатный период;

v организовано взаимодействие с НКО, волонтерскими отрядами студентов ВУЗов и СПО, добровольцами из числа граждан г. Кемерово.

         Особенно значимо это взаимодействие, когда волонтеры берут на себя миссии содействия развитию самостоятельности воспитанников детского дома и и снятия синдрома иждивенчества, обучения позитивным правилам и видам коммуникативного взаимодействия, выработке мотива профессионального самоопределения и осуществляют это в неформальной, дружественной, даже можно сказать, в доверительной деятельности, с использованием игровых, социальных, АРТ - технологий.

       С начала 2019-2020 учебного года волонтеры кемеровского филиала Благотворительного фонда «Открывая горизонты» г. Москва занимаются с подростками 15-16 лет детского дома № 2.

      Благотворительный фонд «Открывая горизонты» учреждён в 2015 году компанией Yum! Brands Russia (бренды KFC и Pizza Hut).

      Миссия фонда – открывать горизонты для подрастающего поколения, помогая молодежи сделать успешный старт во взрослую жизнь.

      Основные задачи: помощь подросткам в профессиональном самоопределении (самостоятельном и осознанном профессиональном выборе, отвечающем способностям ребенка и возможностям, его желаниям и актуальным тенденциям рынка труда и подготовка к успешной профессиональной деятельности в будущем), которые реализуются через программу “Поколение Выбор”.

       Волонтеры в своей работе используют разные формы работы:

-развивающие игры по требуемым навыкам профессионала XXI века;

-тренинги по шагам осознанного выбора;

-экскурсии-квесты на предприятия города;

-встречи с представителями различных профессий;

-совместные с МБУ «Детский дом № 2 (общие знаковые образовательные события) начала и завершения цикла программы.

       В проведении программы принимают участие корпоративные волонтеры, желающие помогать подросткам в самоопределении. Программа «Поколение Выбор» реализуется в 38 регионах России. Её участниками являются более  1700 подростков.

       22 декабря 2019 года состоялось занятие волонтеров с воспитанников по развитию коммуникативной культуры и формированию эмоционального интеллекта. Занятие прошло в игровой форме (игра «Алхимик»). Игра была направлена на развитие навыка идентификации эмоций (умение распознавать эмоциональные сигналы), умение называть эмоцию и определять ее интенсивность, понимание и анализ эмоций (умение определять причины возникновения эмоций), предугадать, как эмоциональное состояние изменится со временем, а также понимать сложные чувства.

      Занятие содержало:

-объяснение детям суть производимых человеком эмоций и их влияния на окружающих людей;

-ознакомление с эффективными эмоциями, проявляемыми в процессе общения со сверстниками (радость, гнев, злость и пр.) и ознакомление с приемами управления ими;

-обучение управлению своими эмоциями в общении с работодателем, с клиентом (в случае поступления на работу; в трудовой деятельности) и пр.

      Рефлексия занятия прошла за предновогодними и рождественскими поздравлениями, за чаем со сладостями и обсуждением сделанного с сентября по декабрь 2019г.

      Подобные встречи позитивно влияют на подростков, общение с волонтерами помогает им в социализации и адаптации в окружающем мире.

 

1234