УТВЕРЖДЕНА
постановлением Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 28.09.2012 г. № 386

 

 

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание

в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

 

1. Учебно-тематический план

 

 

 

Темы

Количество часов

Форма контроля

всего

в том числе

лекции

семинары-тренинги

 

индивиду-альное консульти-рование

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение в курс подготовки  лиц, желающих принять на воспитание

в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей  (далее – курс подготовки) 

 

4

2

2

 

Структури-рованное интервью

 

2

Содержание и цели программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – программа)

3

 

 

 

1

2

 

Структури-рованное интервью

1

2

3

4

5

6

7

3

Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка. Компетенции (ценности, знания и

умения) по его воспитанию и понятие о мотивации лиц, желающих принять на воспитание

в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

3

1

2

 

Структури-рованное интервью

 

4

Особенности развития ребенка

4

1

3

 

Структури-рованное интервью

5

Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка

3

1

2

 

Структури-рованное интервью

 

6

Особенности ребенка, оставшегося без попечения родителей

2

1

1

 

Структури-рованное интервью

7

Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка

16

1

12

3

Структури-рованное интервью

 

8

Адаптация ребенка в семье

6

1

3

2

Структури-рованное интервью 

 

1

2

3

4

5

6

7

9

«Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

6

 

5

1

Структури-рованное интервью

 

10

Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка

4

1

3

 

Структури-рованное интервью

 

11

Особенности полового воспитания ребенка

 

 

1

2

 

Структури-рованное интервью

12

Родительские  и профессиональные роли усыновителей, приемной, опекунской семьи (далее - замещающая семья) и ее дальнейшее взаимодействие  с органами опеки и  попечительства

3

 

3

 

Структури-рованное интервью

 

13

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи

 

 

3

3

 

 

Структури-рованное интервью

 

1

2

3

4

5

6

7

14

Подведение итогов освоения курса программы и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

2

 

 

2

Структури-рованное интервью

 

15

Итоговая аттестация

0,5

 

 

0,5

Собесе-

дование

 

Всего

62,5

14

40

8,5

 

 

     Программа осваивается по очной форме обучения.

 

2.   Содержание  программы

        

Тема 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание

в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

    Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

     Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.

    Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. 

    Процесс и этапы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

    Социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и областным законодательством.

    Гигиенические требования по уходу за ребенком и требования к организации питания.

    Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

    Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей, после устройства ребенка.

    Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в замещающей семье. Основы безопасного воспитания ребенка.

    Организация контроля за воспитанием ребенка в замещающей семье.

    Структурированное интервью на тему: «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей» проводится по завершении темы 1 по желанию кандидатов в приемные родители.

 

Тема 2. Содержание и цели программы

    Содержание и цели программы.

    Понятие обучающе-психологического тренинга.

    Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.

     Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осваивающих курс подготовки (далее - участники тренинга), и членов их семьи.

    Содержание обучающе-психологического тренинга.

    Правила работы участников тренинга в группе.

    Знакомство участников тренинга.

    Ожидания и опасения участников тренинга.

 

Тема 3. Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка. Компетенции (ценности, знания, умения) по его воспитанию и понятие о мотивации лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей)

 

    Проблема подбора семьи и ребенка (чувства лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).

    Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей.

    Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация – усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания – санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечивать.

    Оценка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечивать потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.

    Компетенции лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.

    Знания и умения, необходимые лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 

Тема 4. Особенности развития ребенка

    Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.

    Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.

     Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст,  дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

     Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

     Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей  ребенка.

 

Тема 5. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка

    Виды жесткого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

    Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие.

    Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.

    Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.

    Оценка лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

 

Тема 6. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

    Потребность в привязанности, идентичность, как основа  благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление  стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

    Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

    Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).

    Понятие «горя» и «потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешение чувств, депрессия, принятие).

 

Тема 7. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка

    Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, совместно с членами их семьи.

    Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

    Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

    Паттерны семейного взаимодействия.

    Стабильность семейных отношений лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможность их развития.

    Обсуждение с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, распределения ролей в семье.

    Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.

    Социальные связи семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. «Система поддержки» и ресурсы семьи.

    Личная и семейная ситуация лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в семью.

    Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения.

    Опыт воспитания родных и усыновленных, опекаемых детей в семье лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

    Понимание всеми членами семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

    Роль сотрудничества членов лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в процессе обучения воспитания ребенка.

 

Тема 8. Адаптация ребенка в замещающей семье

    Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают усыновители, опекуны, приемные родители в связи с появлением в семье усыновленного, опекаемого, приемного ребенка.

    Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка.

    Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы развития в восприятии поступков  родного и усыновленного, опекаемого, приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя усыновленными, опекаемыми, приемными и родными детьми.

    Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.

    Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

   Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

    Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности.

    Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.

    Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирования таких изменений.

    Понятие о методике «Книга жизни ребенка» и ее составление опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении «Книги жизни ребенка».

 

Тема 9. «Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением   ребенка

    Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддикватное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы борьбы с ними.

    Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.

    Формирование моральных норм у ребенка. Причины усвоения ребенком этнических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.

    Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

 

Тема 10. Обеспечение безопасной  среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка

    Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитании в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).

    Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жесткого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.

    Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

 

Тема 11. Особенности полового воспитания приемного ребенка

    Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы  в  проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

    Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.

    Половое воспитание в семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной эффективности в юношеском возрасте.

    Защита ребенка от сексуального насилия.

 

Тема 12. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с органами опеки и попечительства

    Родительские и профессиональные функции замещающей семьи. Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с сопровождающей организацией.

    Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам ребенка и их взаимодействие.

    Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники – органы опеки и попечительства – замещающая семья).

 

Тема 13. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи

    Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Правовые основания для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

     Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.

    Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, желающим принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители.

    Права и обязанности кандидатов в замещающие родители.

    Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.

    Поиск и выбор ребенка для устройства его в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных, о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

    Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семьи граждан, в зависимости от формы семейного устройства.

    Возмездные и безвозмездные виды опеки: приемная и опекунская семья, их различия. Права опекуна (попечителя), приемного родителя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной и опекунской семьи, льготы.

    Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача в заявления суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

   Перечень документов, передаваемых замещающей семье учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом опеки и попечительства.

   Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

    Защита личных и имущественных прав ребенка.

    Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

    Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществлении помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного на воспитание в семью.

   Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) – имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).

   Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные формы.

    Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного  устройства.

    Ответственность опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей.

    Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

    Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции.

 

Тема 14. Подведение итогов освоения курса программы,  итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

    Обсуждение результатов освоения курса  подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.

    Оценка степени освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

    Совместное освоение итогового заключения о готовности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему ребенка на воспитание.

 

3.  Требования к уровню подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоивших курс программы

     3.1. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие курс программы, должны иметь четкое представление: 

    о системе защиты прав детей, формах устройства  ребенка на воспитание в семью, взаимодействии между замещающей семьей и органами опеки и попечительства в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;

    об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

     о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

     о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома – на улице, в общественных местах;

     о своей семье, как о развивающейся  системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

     о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

     о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

     3.2. Лица, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие курс программы, должны знать:

    свои права и обязанности как замещающих родителей как в отношении ребенка, так и в отношении органов опеки и попечительства;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

    важность удовлетворения потребностей ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях, как основополагающих для его нормального развития;

    причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

    о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении  нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

    этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;

     о влиянии собственного опыта опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей на их отношение к «трудному» поведению детей;

     санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

    способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

    возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы  полового воспитания в семье.

    3.3. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, успешно освоившие курс программы, должны уметь:

     использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

    видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию ребенка;

    рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

    выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

    осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;

    быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

    предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

    оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

    преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

    прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

    понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

    оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

    быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

    ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

    заботиться о здоровье ребенка;

    соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

    понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

 

4.  Итоговая аттестация по программе

Итоговая аттестация лиц, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей,  проводится в форме собеседования по завершении изучения курса программы и завершается выдачей  свидетельства о прохождении курса подготовки.